5 итогов первого триместра на домашнем обучении

Итак, мы решили перейти на семейное обучение. Мы понимали с самого начала, что наше решение — это больше эмоции, чем холодный расчет. И у нас не было конкретного плана обучения, мы не знали, как оно все будет. Мы просто шли вперед, навстречу своей мечте и своим желаниям.

Я начала искать в Гугле ответы на мои вопросы: по каким учебникам лучше учиться? Как выстроить план изучения предмета? Как организовать дома обучение? Я готовилась вспоминать учебники, вместе разбирать все темы, даже стоять с указкой около моего школьника, так представляла я себе семейное обучение.

И как это часто бывает (у нас, по крайней мере), когда ты чего-то хочешь, в информационном поле сразу появляются люди, знания, статьи и ссылки.

Так в моей ленте появилось упоминание о Домашней школе Фоксфорд. Все уроки проходят онлайн, по расписанию, учителя разъясняют новые темы, отвечают на вопросы, задают домашние задания. Весь тематический план уроков соответствует базовой школьной программе, для желающих заниматься дополнительно есть более глубокое изучение предметов и подготовка к олимпиадам. Один разговор с менеджером, одна встреча на подписание бумаг, одна поездка в школу-партнер для зачисления сына на заочное отделение школы. Мне важно было все успеть организовать в первую неделю сентября, потому что потом нас ждал шикарный семейный номер в турецком отеле со шведским столом и детскими аниматорами.

И вот работа с документами закончилась. Договоры подписаны, заявления приняты, личное дело заняло свое место на полке, все инструкции по обучению и сдаче аттестаций получены. Учись на здоровье!

И здесь я столкнулась с первыми удивлениями.

Удивление 1. Пробелы в школьных знаниях прошлых лет.

Макару нужно было написать тестовые работы перед началом учебы по математике, русскому и английскому языкам. И он застрял. Застрял на темах из начальной школы, типа знака перед числом, простые уравнения, задачи на вычисление площади. И меня охватил ужас, честное слово. Я же представляла, как легко мы будем разбирать новые темы, с азартом изучать дополнительные материалы, решать задания со звездочкой… Твердая четверка по математике за все классы. Для пятерки он слишком грязно писал в тетради.

Выходило так, что некоторые базовые темы были не понятны, не изучены может, не разобраны, и мы бы так и не узнали об этом. Учителю не всегда есть время заметить пробелы в знаниях учеников. А домашние работы обычно направлены на повторение только что изученного материала. Да и вообще, когда ребенок учится в школе — все претензии о знаниях предмета предъявляются учителю. А если учится дома?

Мы решили вопрос с пробелами в математике, наняв дополнительно репетитора.

Удивление 2. Привычка учиться «для кого-то».

Читая статьи о семейном образовании, я часто встречала такое понятие, как «расшколивание». Ребенку, переходящему из системы школьного образования на домашнее обучение, необходимо какое-то время для смены модели поведения, выработки новых пониманий и привычек.

Наблюдая за Макаром первые недели обучения, я увидела, что на уроках он присутствует формально, параллельно открывает youtube, соц сети, переписывается с друзьями. Привычный для него стиль поведения — отсидеть на уроке, занимаясь своими делами.

Мы несколько раз поговорили о том, что домашнее обучение — это в первую очередь обучение для себя. Никто не будет контролировать, как ты слушаешь урок, как делаешь домашние работы. Только сам. И если просидел просто так — зря потратил свое же время. Я вижу эффект от этих разговоров: Макар более серьезно относится к занятиям, записывает конспекты, задает вопросы, если что-то ему непонятно.

Удивление 3. Комфортный режим сна.

Ранний подьем сложен большому количеству людей. Трудно вставать в садик, тяжело просыпаться в школу, просто не возможно встать на работу по первому будильнику.

Но я никогда не думала, что лишний час-полтора сна утром так сильно может поменять настроение человека. Правда. Макар стал более спокойным, расслабленным, ушла какая-то нервозность. Появилось желание больше общаться, играть с младшими детьми. Эти изменения конечно не 100% связаны с режимом сна, но какая-то доля этих изменений определенно связанна с возможностью высыпаться по утрам.

Удивление 4. Дисциплина и ответственность.

Честно признаюсь, это мое самое большое удивление. Еще живы воспоминания постоянного «Макар, ты сделал уроки? Собрал портфель на завтра? Не забыл дневник (тетрадь, учебник, пенал, сменку, что-то еще очень важное)?»

Никаких напоминаний о начале уроков, выполнении домашек, опозданий или пропусков. Даже на вечерние занятия прибегает с прогулки во время, чтобы успеть подготовиться. Домашние задания внесены в расписание уроков, сам рассчитывает время, когда можно пойти гулять, а когда будет делать уроки. Может просто повзрослел, м?

Удивление 5. Будущее уже наступило.

Как же быстро современные дети овладевают информационными технологиями! Я собиралась помогать Макару с техническими вопросами онлайн-обучения. Зарегистрироваться на портале, войти в онлайн-класс, научить пользоваться чатом, чтобы переписываться с одноклассниками и преподавателем, отправка домашек на проверку, тесты и презентации, загрузка фотографии выполненной работы и т. д.

Но ничего этого от меня не требуется. Макар абсолютно самостоятелен на всех этапах обучения. И меня это очень радует.

===============

На этой неделе у нас закончился первый триместр и мы сдали аттестационные работы по всем предметам. Некоторые работы были тестовые (например, география, русский язык), другие требовали развернутого ответа (обществознание, литература), математику писали на отдельном листе, а потом прикрепляли фотографию работы. Дату и время сдачи аттестационной работы мы выбирали сами, исходя из своей подготовки и занятости.

Вот такие итоги нашего первого триместра. Когда Макарку спрашивают, не скучает ли он по школе, он сразу отвечает: Нееееееет. Ему нравится эта форма обучения. Нравятся преподаватели, есть любимые предметы (это география, представляете?) Нравится, что не нужно вставать очень рано.

Я продолжаю собирать ваши вопросы по теме семейного образования в общем, и про наш опыт в частности. Пишите, комментируйте, высказывайте свои мысли обо всем об этом. Я обязательно всем отвечу.

  • Светлана

    Добрый день, Светлана! Спасибо, что делитесь — очень интересно и полезно вас читать! С интересом прочитала ваш опыт семейного обучения и у меня есть вопросы — а что, расписание такое маленькое — 1−2, максимум 3 урока в день? Вы сами его составляете (по нагрузке) или ваши преподаватели, куратор или классный руководитель?

    • http://svetlanazagorodnikova.ru/ Светлана Загородникова

      Спасибо за интерес, Светлана. Сын учится в онлайн-школе, расписание составляют они. Вся годовая школьная программа раскладывается на такое количество уроков. Нет в расписании физкультуры, рисования, музыки. Ну и экономия времени (на мой взгляд) за счет того, что на уроке объясняют материал и отвечают на вопросы, без пересказа параграфов по очереди или опроса, кто сделал домашку)))